Эли Руари (elei_ruari) wrote,
Эли Руари
elei_ruari

На юг и на север

Мой июнь прошел в дороге. В машине на трассе, что убегает вперед и вперед сквозь дождь, сквозь ярко-зеленые холмы и желтые поля, сквозь солнце, сквозь ветер…
Карта памяти забита фотографиями цветов и трав, на кедах еще пыль проселочных дорог, а ноги в ровной точечке синяков и ссадин от велосипеда.

Я встречала зарю, сидя у костра. За моей спиной закат сменялся рассветом, прямо - из-за молодого ельника восходила огромная желтая луна, а над головой дрожали бледные июньские звезды. Заглушая писк комаров в плеере по кругу звучала Мельница… но не такие любимые старые пени, а вдруг неожиданно затронувший что-то в душе, лихо и презрительно отброшенный когда-то, последний альбом - “Алхимия”. И неважно, что тексты все о зиме, о вьюге, о снеге. Почему-то важными они стали сейчас…

1111.jpg

Путешествий в июне была два. Сперва - на юг по странному маршруту Воронеж-Дивногрье-Задонск-Елец. И второе уже на север Переславль-Ростов. Расскажу тут об обоих поездках, но об одном месте напишу потом отдельно, уж больно заслуживающим внимания оно мне показалось.
Воронеж
Город большой. Он недавно стал миллиоником и в нем чувствуется жизнь. Город пострадал в войну и старой застройки сохранилось мало, но в центре встречается. В Воронеже путанные улицы-лабиринты, начинающиеся неизвестно где, уходящие в никуда и продолжающиеся почему-то в лесу, странные памятники (например, памятник ДНК), огромные мосты через водохранилище и крутые спуски.


В Воронеже мы сняли квартиру и все три дня я любовалась зеленым сосновым морем, что раскинулось у меня прямо под окнами до самого горизонта. А еще переживаниями всех соседей о только-только стартовавшем футбольном чемпионате.
Познакомиться с городом удалось в основном на машине, а еще на велосипеде, покатавшись по набережной. Больше всего Воронеж напомнил мне Москву времен девяностых и нулевых. То же отношение людей к друг другу, никого не вижу, никого не слышу и существую только я, то же состояние города… в нем вроде и кипит жизнь, но пока до всех этих улиц, фонтанов, площадей, набережных и исторических памятников местным жителям дела особого нет. Зато строительные компании творят, что хотят, и ляпают стеклянных уродов прямо над маленькими домиками XIX века. Но город живет и развивается, а для России это уже ого-го какое достижение.

Дивногорье
Природный и исторический заповедник. В Воронежскую область меня тянуло преимущественно ради него, и начавшийся с утра дождь пугал и грозил все испортить, но потом распогодилось и солнце осветило долину Дона и меловые холмы, а я начала мечтать о солнечных очках.


Именно в Дивногорье я в который раз осознала, как соскучилась по свободе и простору, сидя два года подряд в душном темном офисе без окон.
Меловые дивы, храмы в скале, легенды о древних иконах и крепость, погребенная под слоем земли… и травы-травы! Цветущая степь, дикие пчелы и волны ковыля, и лента реки, хранящая тайны о кладах и набегах. Хотелось замереть, впитывая всю эту красоту, дыша ей и существуя только в ней, чувствуя жизнь и историю, текущую вокруг тебя.

Задонск и Елец
Эти два города мы посмотрели уже на обратном пути по трассе М4. Вообще на этой трассе расположено, конечно, не мало интересных мест и городов и, так как это дорога на юг, на Сочи и Крым, ее привели в порядок, расширили, починили и наставили платных участков. У нас на машине был T-pass, и мы проносились мимо, ставляя позади все заторы, но вот без этой коробочки придется изрядно постоять на пунктах оплаты.
Задонск - место, куда надо ехать паломником и, если не интересоваться православной культурой, делать там особо нечего. Разве что в городе неожиданно нашелся музей Четвертой власти, то есть мой профессиональный музей журналистики, но в понедельник все, конечно же, было закрыто и неважно, что праздник и выходной.


Настоящим же открытием стал - Елец. Я смутно представляла себе, зачем мы туда едем, и вообще узнала о существовании этого города незадолго до поездки. А город этот взял и покорил меня с первого взгляда. Чем-то он напоминает Коломну - милый уездный городок с практически полностью сохраненной исторической застройкой, словно не было ни войны, ни советской власти, ни разброда перестройки.
Он очаровывает и манит прогуляться по его улицам. Тут с десяток полуразрушенных церквей, башня с часами и одно-двухэтажная застройка позапрошлого века. Путеводитель Афиши зачем-то велел заглянуть в антикварные лавки Ельца, что мы честно и выполнили, и в итоге я пополнила свою коллекцию старинных открыток.

Переславль-Залесский
А теперь на север! Переславль - город тоже старый, поезда и электрички обходят его стороной, но посмотреть там есть на что. Город этот чудной и кажется там есть музеи всего на свете: утюгов, самоваров, сказок, игр… Но меня интересовал музей одноколейной железной дороги.
Находится он за городом, ехать нужно вокруг Плещеева озера сквозь сосновый лес. Красоту поездки напрочь убивает состояние дороги. Нас пугали дорогами в Воронежской области… ха-ха-ха! дороги там идеальны по сравнению с Ярославской.


Зато сам музей стоит того, чтобы до него добраться. Одноколейная дорога когда-то опутывала всю область, по ней перевозили торф для электростанций, а еще по ней ездили детские школьные автобусы и гос.автомобили. Я серьезно! Именно автомобили и автобусы, поставленные на рельсы. В музее они тоже есть.
Еще там есть ручная дрезина и на ней дают покататься. Теперь я знаю, каково это! Катались мы с младшим братом и он всю дорогу напоминал мне Джейка из Темной башни, хотя у нас, конечно, были не мрачные пещеры, а ясный летний день.

Ростов
В этом городе я уже второй раз. Лет пять назад я была там с экскурсией от университета. Стояла зима и город был белоснежным, но уже тогда я влюбилась в Неро - огромное древнее озеро, на берегу которого возвышается Ростов. После этого я мечтала увидеть его осенью в пожаре золотой листвы… но не получилось и вернулась я летом. Ничуть об этом не жалею.


По городу тоже покаталась на велосипеде. Правда, в Ростове мой велосипед встал не с того колеса и впервые за десять лет закапризничал, зажевал спицами переключатель передач и заявил “ой, все”, но был срочно реанимирован подручными средствами, хотя потом и ругался, издавая ккккрррхххрррр.
Тем не менее начинаю все больше любить это способ знакомства с городом - можно сразу много увидеть, если, конечно позволяет местность. В той же Праге с ее холмами на велосипеде - ад, а вот в Дрездене мне двухколесного друга очень не хватало. Велосипедистов там больше, чем машин, но ни одного проката я не нашла.
Однако вернусь к Ростову. За пять лет тут мало что изменилось, разве что отреставрировали белоснежный кремль, он, кстати, один из моих любимых. Сам Ростов похож на большую деревню, где время остановилось. Почти весь город - частный сектор, воплощение потрясающего русского деревянного зодчества. Я нашла даже домик с наличниками в стиле модерн! Увы, вся эта красота никому не нужна и год за годом она все больше разрушается, врастает в землю и уничтожается пожарами. От этого мне всегда больно…


Обратно домой я уезжала на проходящем экспрессе Ярославль-Москва. РЖД оказывается пустило поезда не хуже европейский, хотя комфортом они немного и уступают, а обещанный вай-фай оказывается платным. Зато работает кондиционер и тоже есть розетки. Прогресс и до нас потихоньку доходит.
Tags: roads untraveled, поворот через 88 км
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments